Домашняя / В мире /

Таджикистан «прощается» с последними медресе

Таджикистан «прощается» с последними медресе

by Жемель
Рубрика: В мире
Комментарии отключены на этот пост
 

В Таджикистане закрылись последние медресе. Но, специалисты считают, что с закрытием медресе и назначением наказания за «незаконное» религиозное образование нельзя остановить поток детей, желающих обучаться у известных религиозных деятелей.

Медресе – образовательные учреждения под таким названием более в Таджикистане не существуют. Последние медресе, расположенные в Согдийской области и чья деятельность три года назад были приостановлены, на прошлой неделе официально были закрыты.

 

ПРОЩАЙ, МЕДРЕСЕ!

Впредь воспитанием будущих религиозных деятелей будет заниматься только Гимназия при Исламском институте Таджикистана. Сухроб Рустамзода, руководитель отдела по делам религии и упорядочению традиций и обычай в администрации Согдийской области заявил на встрече в городе Худжанде, что ранее до получения разрешения Министерства образовании и науки Таджикистана и Комитета по делам религии был приостановлен процесс обучения в медресе городов и районов Худжанд, Истаравшан, Канибадам, Пенджикент и Бободжонгафуровского района. «Но, так как уставы этих заведений не отвечали требованиям современного уровня преподавания, Министерство образования и науки воздержалось от выдачи этим медресе разрешения на осуществления деятельности», — добавил Сухроб Рустамзода.

Процесс закрытия медресе в Таджикистане начался семь лет назад, сказал Саид Ахмадов, эксперт в религиозных вопросах и экс-председатель Комитета по делам религии при правительстве Таджикистана. Но, вначале говорили, что количество медресе в стране сокращается с целью предотвращения обращения юношей и парней в экстремистские группировки. Тогда в Таджикистане функционировали и были официально зарегистрированы 19 медресе. Наш собеседник добавил, что процесс обучения в медресе был как и в прежние века, то есть, обучающиеся заканчивая изучение одной книги, только потом переходили к обучению другой книги.

В те же годы запретили религиозное обучение без лицензии Комитета по делам религии при правительстве Таджикистана, а чуть позже за незаконное религиозное образование ввели наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 12 лет. Также, по указанию президента Эмомали Рахмона из 3054 таджикских парней и юношей, обучающихся в медресе Пакистана, Афганистана, Египта и в других исламских стран на родину были возвращены 2896 человек. Большинство из вернувшихся молодых людей после неудачных попыток обучения в таджикских ВУЗах, отправились в трудовую миграцию в России и уже оттуда различными доступными путями вторично вернулись в исламские медресе за пределами Таджикистана…

Власти заявляли, что их действия не нацелены на создание барьеров перед верующими, а они всего лишь хотят предотвратить рост экстремистских настроений среди молодежи. Но в религиозных кругах раздавились голоса о новых и постоянных нападках на веру.

Саид Ахмадов добавил, четыре года назад было закрыто и примерное медресе имени Абу Ханифа в Душанбе, но в отличие от других медресе ее ученики были направлены на дальнейшее обучение в педагогические техникумы.

 

«ЧТОБЫ ПОНЯТЬ БЕДИЛА И МАВЛАВИ НЕОБХОДИМО ИЗУЧИТЬ КОРАН!»

После закрытия медресе таджикские юноши могут изучить основы ислама только в школе. Директор Научно-исследовательского института развития образования при Министерстве образования и науки Таджикистана Шарифмуроди Исрофилниё сказал Радио Озоди, что учебник «История религии» для учеников 9-х классов школ уже издан и отправлен в учебные заведения. Обучение этого предмета было начато в прошлом учебном году, но не удалось своевременно издать и доставить ученикам данный учебник.

Он считает очень важным введение преподавания предмета «История религии» в школе, так как молодое поколение поймут сущность основных религий и ознакомиться с философскими ценностями течения Ханафия в исламе, чтобы не попасть в сети различных религиозных группировок и течений.

Вообще-то, преподавание предмета под названием «Исламское образование» должны были ввести в школах страны еще несколько лет назад. Как сказал Саид Ахмадов, он вместе с Мухаммадризо Шодиевым по требованию министерства образования в ответ на призыв президента Эмомали Рахмона подготовили учебник «Исламское образование». Глава Таджикистана в своем выступление на церемонии празднования юбилея Великого Имама потребовал изменить учебную программу в школах с тем, чтобы она соответствовала учением исламского течения Ханафия. Но, после публикации учебника, само министерство образования выступило против включения в учебную программу школ предмета «Исламское образование». Руководство ведомства заявило, что нет необходимости в этом предмете, так как в рамках 30 школьных предметов осуществляются преподавание основ воспитания молодого поколения.

Шарифмуроди Исрофилниё говорит, в нынешнем году впервые в ВУЗах Таджикистана станут преподавать новый предмет – «религиоведение». Учебная программа нового предмета, подготовленная группой ученых под руководством Саид Ахмадова, несколько дней назад была одобрена министерством образования и науки Таджикистана. Ведомство предложило Саид Ахмадову, Рустаму Комилову и другим ученым написать книгу на эту тему.

Шарифмуроди Исрофилниё считает неизбежным преподавание ислама в ВУЗах, особенно в факультетах филологии, истории и философии. «Когда студент не знаком с Кораном и сурами Пророка, как он может понять суть произведений Хафиза, Бедиля и Мавлави? Или студент философского факультета без знаний Корана и хадисов как может изучить философию ислама и просвещения?», — вопрошает он.

 

ЧАЙХАНА ВНОВЬ СТАНЕТ ВМЕСТО МЕДРЕСЕ?

Саид Ахмадов сомневается в том, что закрытие медресе способствует снижению экстремизма среди таджикской молодежи. По его словам, неизвестно, насколько такое решение спасет молодежь от экстремизма, так как обучающиеся в медресе были под контролем, а теперь все они полуграмотными оставлены сами по себе.

Но, закрытие медресе не означает, что все ученики лишены возможности продолжения обучения, многие теперь тайно обучают, но у других мулл, уверен Саид Ахмадов.

Он отметил, в советские годы также было много требований к религии, было множество тайных медресе практически в каждом районе страны. Их называли «чайханой», но на деле там были мечети или медресе, утверждают религиозные исследователи. Наши собеседники говорят, не исключено, что очень скоро такие «чайханы» вновь появятся в различных регионах страны.

Озоди

Источник Ислам в СНГ

Распространить ссылку на эту статью

Comments are closed.